Эль Греко

Испанский живописец, скульптор и архитектор Эль Греко (Теотокопули Доменико) родился на Крите в 1541г., отсюда его прозвище - Грек. Обучался на Крите традиционной иконописи, после 1560 г. уехал в Венецию, где, возможно, учился у Тициана, а в 1570 г. - в Рим.
Творческий почерк сформировался главным образом под воздействием Тинторетто и Микеланджело. В 1577 г. Эль Греко переехал в Испанию и обосновался в Толедо, где работал с 1577 вплоть до самой смерти (7 апреля 1614), создав ряд замечательных алтарей. Для его произведений характерны невероятная эмоциональность, неожиданные ракурсы и неестественно вытянутые пропорции, создающие эффект стремительного изменения масштабов фигур и предметов ("Мученичество св. Маврикия", 1580-1582 гг.). Мастерски написанные Эль Греко картины на религиозные сюжеты с большим числом персонажей своей ирреальностью родственны поэзии испанских мистиков. Такова, например, торжественно-величавая композиция "Погребение графа Оргаса" (1586-1588 гг.).
Оказавшись сначала в орбите влияния Тициана и Микеланджело, а затем вступив на путь маньеризма, Эль Греко стал провозвестником искусства барокко. Стремление выйти за пределы обыденного человеческого опыта роднит его с испанскими мистиками – поэтом Хуаном де ла Крусом, св. Терезой и св. Игнатием Лойолой. Именно поэтому Испания стала благодатной почвой для творчества Эль Греко, которое, в свою очередь, было с готовностью усвоено испанским искусством. Со временем научные знания и занятия математикой стали приобретать все большее значение в его творчестве.
Эмоциональность свойственна и портретам Эль Греко, отмеченным порой психологической и социальной проницательностью. Черты ирреальности наиболее отчётливо проступают в поздних произведениях мастера ("Снятие пятой печати", "Лаокоон", 1610-1614 гг.). Острым поэтическим восприятием природы, трагизмом мироощущения овеян "Вид Толедо" (1610-1614 гг.). Творчество Эль Греко после смерти художника было забыто и заново открыто лишь в начале 20 века, с появлением экспрессионизма.
Умер Эль Греко в 1614г.

Погребение Христа. 1560
Погребение Христа. 1560
Христос излечивает слепого. 1567
Христос излечивает слепого. 1567
Успение Пресвятой Богородицы. 1567
Успение Пресвятой Богородицы. 1567
Модена Триптих. 1568
Модена Триптих. 1568
Модена Триптих. 1568
Модена Триптих. 1568
Тайная Вечеря. 1568
Тайная Вечеря. 1568
Гора Синай. 1570-72
Гора Синай. 1570-72
Мальчик, дующий на тлеющие угли, что бы зажечь свечу. 1570-72
Мальчик, дующий на тлеющие угли, что бы зажечь свечу. 1570-72
Очищение храма. 1570
Очищение храма. 1570
Христос излечивает слепого.1570-75
Христос излечивает слепого.1570-75
Поклонение пастухов. 1570-72
Поклонение пастухов. 1570-72
Благовещение. 1570
Благовещение. 1570
Получение Святым Франциском стигматов. 1570-72
Получение Святым Франциском стигматов. 1570-72
Джулио Кловио. 1571-72
Джулио Кловио. 1571-72
Винченцо Анастачи. 1571-76
Винченцо Анастачи. 1571-76
Pieta`(Оплакивание Христа). 1571-76
Pieta`(Оплакивание Христа). 1571-76
Pieta`. 1575
Pieta`. 1575
Благовещение. 1575
Благовещение. 1575
Мужской портрет. 1575
Мужской портрет. 1575
Портрет скульптора. 1576-78
Портрет скульптора. 1576-78
Кающаяся Мария Магдолина. 1576-78
Кающаяся Мария Магдолина. 1576-78
Срывание одежд с Христа. 1577-79
Срывание одежд с Христа. 1577-79

СТРАНИЦА 1 - 2 -3